Верховный Совет ПМР
Неофициальный сайт Президента ПМР
Сайт о Бендерской трагедии 1992 года
war.freemd.info


НАШ СОВРЕМЕННИК
Очерк и публицистика
 

“ГОСУДАРСТВО — ЭТО ЗАЩИТА”

Беседа Александра КАЗИНЦЕВА

с президентом Приднестровской Молдавской Республики

Игорем СМИРНОВЫМ

Александр КАЗИНЦЕВ: В этом году исполняется 10 лет со времени разрушения СССР. Игорь Николаевич, чем было для Вас Союзное государство? Как Вы восприняли его распад?

Игорь СМИРНОВ: Союзное государство?.. Это — Родина прежде всего. Великая держава, за мощь и достижения которой испытывал гордость.

Было ли в СССР все идеально, как пыталась представить официальная пропаганда? Нет, конечно. Но сейчас, спустя 10 лет, особенно рельефно видится, сколь велики — при всех недостатках — были тогдашние достижения. Однако, согласно пословице: “Что имеем, не храним, потерявши, плачем...”, многие только теперь осознают выгоду и преимущества единого рынка, кооперации и разделения труда, единого образовательного и культурного пространства... Только утратив, осознали, чем был Советский Союз в их жизни. А тогда, в годы горбачевской перестройки, многим застил глаза туман “национальной исключительности”. Люди легко попадались на удочку “борцов за национальную идею”, на поверку оказавшихся борцами за собственное безбедное будущее.

Разрушение СССР — это преступление со стороны тогдашней партийно-советской элиты. Преступление, аналогов которому — ни по масштабам, ни по быстроте осуществления — не знает история. Оно стало возможным только благодаря тому, что огромные массы народа абсолютно индифферентно отнеслись к дезинтеграционным процессам, не пытались что-либо предпринять, ограничиваясь в крайнем случае разговорами в кругу ближайших знакомых и родственников. А все напасти суверенизации стали закономерным воздаянием за равнодушие и пассивность.

В противовес подобной пассивности характерной особенностью приднестровцев стала способность к решительным действиям. У нас не сидели сложа руки, не шли покорно, как овцы на бойню. Еще в 1989 году в ходе политической забастовки рабочий класс, интеллигенция и поддержавшие их сельские труженики всех национальностей, включая молдаван, сказали решительное “Нет!” нарастающему национализму в Молдавии и начали искать пути создания механизма защиты своих прав.

Объединенный Совет трудовых коллективов (ОСТК) стал организацией, которая сплотила наиболее инициативных представителей народа и в борьбе с партийной номенклатурой выиграла выборы в местные органы власти и в Верховный Совет МССР по большинству округов от Приднестровья. Когда же стало ясно, что парламентский путь борьбы ничего не дает, так как официальный Кишинев твердо взял курс на построение мононационального государства, эта организация возглавила борьбу за создание Приднестровской Молдавской Республики, которая была провозглашена в ходе свободного волеизъявления граждан. И сейчас, 11 лет спустя, уверен, что выбор был сделан правильно. Только воссоздание собственной государственности, создание Республики помогло приднестровцам выстоять на протяжении всех этих нелегких лет. Наш народ отстоял право на этот выбор в борьбе против вооруженной агрессии Молдовы в 1992 году, выдержал многочисленные экономические и информационные блокады.

А. К.: Вы создали Республику буквально с чистого листа. Не было ни армии, ни финансовых органов, ни управленческих структур (выше районных). Что обезпечило успех, казалось бы, безнадежного начинания, какие факторы помогли выстоять и укрепить суверенитет?

И. С.: Начинание не может быть безнадежным, если является результатом творчества масс. И наоборот, самая что ни на есть научно обоснованная идея общественного развития обречена на провал, если ее не поддержит народ.

Главный фактор, позволивший создать, отстоять и упрочить государство в Приднестровье, — это то, что ПМР не воспринимается людьми как нечто привнесенное извне, насаждаемое сверху. Приднестровская государственность создана, построена, выстрадана ими самими. Республика — это механизм защиты их прав и свобод, их семей, детей, культурного наследия предков. Неотъемлемое право каждого народа — право на самоопределение (а приднестровцы — это народ, этническая общность, с присущей только ей самобытностью) было осуществлено в Приднестровье самым демократическим способом: путем свободного волеизъявления граждан на референдумах и сходах. Я не знаю другого такого случая, когда бы государство создавалось столь демократическим путем.

Крайне важно для ПМР и то, что на протяжении всех этих лет мы сумели сохранить единство народа, не деля людей по сортам, по национальному признаку, а ценя человека за ум, квалификацию, душевные качества.

Приднестровцы, уважительно и одновременно критично относясь к истории, сумели извлечь из нее правильные уроки, стремясь не повторять ошибок прошлого. Кое-кто аттестует нас как “коммунистический заповедник” из-за того, что мы не снесли памятники Ленину, Котовскому и т. д. Но мы не воюем с памятниками, ведь они — часть нашей истории. Одновременно мы стараемся некоторые из ошибок прошлого исправить: возрождаются и развиваются Православие и иные традиционные для края конфессии, все более активную роль в общественной жизни, в защите Республики, в экономике играет возрожденное Черноморское Казачье Войско, созданное еще во времена Екатерины Великой.

Важным для нашего молодого государства на всех этапах его развития было отсутствие у тех, кто его создавал, шор на глазах, оков на мыслях и действиях. Условия жизни, менявшиеся, как стеклышки в калейдоскопе, требовали и требуют поливариантности, нестандартности мышления, и именно эти качества обезпечивает участие в государственном строительстве людей самых разных профессий и возрастов. Динамизм развитию Республики придают мудрость и житейский опыт наших ветеранов, юношеский максимализм молодых. В первых рядах защитников Приднестровской государственности стояли и стоят женщины Приднестровья.

А. К.: В отличие от России, в Приднестровье не спешили с реформами. И кажется, это пошло на пользу экономике — и, без сомнения, простым людям.

И. С.: Прежде чем начинать реформирование, нужно было разобраться, какой собственностью мы располагаем. Кроме того, на пути продвижения реформ имелись специфические трудности. Это и юридическое непризнание ПМР, и необходимость оформления юрисдикции предприятий и организаций всех форм собственности. В силу этих причин, а также из-за военной агрессии Молдовы мы “спешили медленно”, стараясь избежать ошибок стран СНГ и найти собственный путь.

Значительную трудность на первом этапе становления ПМР представляло отсутствие законодательной базы. Мы приняли решение руководствоваться законами СССР, Советской Молдавии, параллельно разрабатывая собственную законодательную базу. Острой проблемой было кадровое обезпечение управления на всех уровнях. Ведь у нас был опыт только местного управления и полностью отсутствовал опыт управления хотя бы областного уровня.

В условиях непризнанности ПМР, постоянного блокирования (экономического и политического) Молдовой нашей Республики, учитывая ориентацию нашей экономики на Россию, Украину, Белоруссию и Молдову, нужно было принять все меры по сохранению экспортного потенциала, укреплять связи со странами СНГ и одновременно находить рынки сбыта в дальнем зарубежье.

Начальный период развития нашей экономики характеризовался сложнейшим переходом от централизованно-государственной системы к рыночной.

Отсутствие собственных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, значительная научно-техническая и технологическая зависимость предприятий от традиционных партнеров (прежде всего в России) обусловливают необходимость интеграции Приднестровья в экономическое пространство СНГ. Именно за счет экспорта покрываются все затраты на ввоз энергоносителей, сырья, комплектующих изделий, осуществляется ряд социальных программ. Экономика ПМР ориентирована на экспорт и не может развиваться обособленно.

Внешнеэкономическая ситуация является для нас экстремальной. С учетом такого положения не могло быть речи о форсировании реформ, требовалось мягкое вхождение в рынок.

Многоукладность экономики ПМР потребовала равноправного включения в рыночные отношения всех субъектов производства, распределения, обмена и потребления. Однако мы сохранили государственное регулирование экономических процессов через налоговую, инвестиционную политику, а также оставили под контролем потребительские цены на жизненно необходимые товары и услуги. В ПМР успешно функционируют предприятия различных форм собственности — акционерные общества, совместные, казенные и государственные предприятия, общества с ограниченной ответственностью и т. д. Проведено акционирование предприятий государственной собственности, что с принятием Закона “Об иностранных инвестициях” позволило создать АО открытого и закрытого типов с участием иностранного капитала. Сегодня на них работают 5597 человек, и они ежегодно производят продукцию на сумму около 190 млн долларов. Интеграция стимулируетcя нормативными актами ПМР (первые два года налог не берется, и продукция, изготовленная из “давальческого сырья” и поставляемая для производственной кооперации, не облагается пошлиной).

Проработаны такие направления, как структурная перестройка в экономике, использование всех возможностей предприятий на территории ПМР, для того чтобы не ввозить того, что можем производить сами. Чрезвычайно важными являются внедрение энергосберегающих технологий, разработка целевых программ, обезпечивающих экономию энергоресурсов при нормальной жизни населения. Постоянно осуществляется государственное регулирование тарифов на основные продукты питания и на жилищно-коммунальные услуги с учетом доходов населения. Закупочные цены на продовольственное зерно и другие продукты устанавливаются государством ежегодно на уровне рыночных, и разница между ними и себестоимостью дотируется государством.

Реальным подтверждением правильности выбранного курса во внешнеэкономической деятельности является внешнеторговый оборот за 1996—2000 годы и пять месяцев 2002-го. Несмотря на отрицательные последствия августовского (1998 года) дефолта в РФ, внешнеторговый оборот вырос с 527 млн долларов в 1996 году до 817 млн долларов в 2000-м. За пять месяцев 2001-го он достиг 381,7 млн долларов. При этом экспорт в дальнее зарубежье впервые превысил 55 процентов. Внешнеторговый оборот на душу населения в 2000-м году составил 1253 доллара в год (для сравнения: в Республике Молдова — 348,4 доллара).

Сегодня уже 7 наших предприятий-экспортеров, в том числе знаменитый “Квинт”, имеют Международный сертификат качества ИСО-9000, на 2001 год представляют материалы на утверждение Международного сертификата еще 5 предприятий-экспортеров.

А. К.: Сегодня перед всеми бывшими республиками СССР стоит проблема модернизации. Как она решается в Приднестровье? Каким должно быть соотношение госрегулирования и частной инициативы?

И. С.: В условиях экономического хаоса 90-х годов на территории постсоветского пространства стратегия государственной экономической политики Приднестровья была направлена на сохранение промышленного потенциала Республики. С потерей традиционных рынков сбыта в странах СНГ из-за остановки предприятий — потребителей нашей промышленной продукции этого можно было достигнуть только через проникновение на более устойчивые мировые рынки сбыта, а это значит, что продукция наших предприятий должна была быть конкурентоспособной. Без модернизации отдельных отраслей промышленности сделать это, естественно, невозможно. Но где же взять средства? Приднестровье, в отличие от Молдовы, да и других стран СНГ, никаких кредитов от Запада не получало, поэтому опора могла быть только на внутренние резервы.

А. К.: Тем больший интерес представляет ваш опыт. Набрав огромные внешние долги, Россия теперь тоже вынуждена опираться лишь на собственные силы.

И. С.: По предложению правительства Верховный Совет Республики принял решение предоставлять государственные инвестиции в виде налоговых кредитов главным предприятиям-экспортерам. Со стороны государства предприятиям замораживалась образовавшаяся задолженность по платежам в бюджет с утверждением долгосрочного графика ее погашения. В свою очередь, предприятия брали на себя обязательства по обезпечению минимальных текущих отчислений в бюджет, а также по модернизации и производству определенных объемов конкурентоспособной продукции. В случае невыполнения этих условий предприятие обязано было возместить все свои долги или идти по пути к банкротству с соответствующей п е р с о н а л ь н о й ответственностью руководителей за взятые на себя обязательства перед государством.

В результате такой экономической политики нам удалось сохранить основной промышленный потенциал. И сегодня наши предприятия могут своевременно реагировать на оживление в российской экономике, восстановить утерянные в 90-х годах связи. Нам не удалось бы этого сделать, если бы мы пошли вслед за Россией и Молдовой по пути приватизации. Мы сделали акцент на акционировании предприятий как одном из методов разгосударствления, который является более рациональным для привлечения иностранных и частных инвестиций. В то же время он способствует сотрудничеству государственного и частного капиталов в рамках совместных предприятий — АО. В качестве примера можно привести Молдавский металлургический завод.

В конце 90-х годов были приняты меры по недопущению необоснованного вывоза капитала из Республики, налажена система контроля репатриации товаров и валютной выручки. Вместе с этими мерами были введены стимулирующие факторы вложения капиталов в национальную экономику. Все это позволило свести к минимуму потери от попыток построения финансовых пирамид и деятельности “фирм-однодневок”.

А. К.: В России бытует мнение, будто проблема Приднестровья заключается в урегулировании его споров с Молдовой. На мой взгляд, это не совсем так. Изначально возникла тройная проблема: отношения Румынии, Молдовы и Приднестровья. Именно вмешательство Румынии в государственную жизнь Молдовы накалило страсти и заставило многих жителей Приднестровья поддержать независимость Левобережья. Как строятся сейчас отношения Приднестровья с Румынией и Молдовой? Изменилась ли ситуация с победой на выборах в Кишиневе коммунистов?

И. С.: Приход коммунистов к власти способствовал преодолению политического кризиса в Молдове. Таким образом создались определенные предпосылки возобновления реального переговорного процесса между РМ и ПМР. В результате моих встреч в В. Н. Ворониным была подтверждена целесообразность ведения переговорного процесса по формуле 2+3 (две равные стороны, три посредника). Подписанные в ходе этих встреч документы позволили приблизиться к решению конкретных вопросов.

Однако эйфория значительной части российских политиков по поводу прихода к власти в Молдове ПКРМ во главе с В. Н. Ворониным, который в своей предвыборной программе заявил о намерении вступить в Союз Беларуси и России и придать русскому языку статус государственного, представляется мне преждевременной. Последующие заявления руководителей Молдовы, сделанные в Брюсселе, Страсбурге и Женеве, о приоритетности европейской интеграции и сотрудничества с Евросоюзом заставляют усомниться в искренности предвыборных обещаний коммунистов.

К сожалению, суровая реальность такова, что Молдова, спустя 10 лет после провозглашения независимости, практически полностью ее утратила. Экономическая зависимость Молдовы не позволяет ей проводить собственную политику как вне, так и внутри страны. Внешнему диктату подчинены административные и хозяйственные реформы, на внешних вливаниях базируется государственная система. Все это никоим образом не зависит от политической окраски нынешних и будущих властей.

Каковы в данном случае перспективы Молдовы? Каким будет ее внешнеполитический вектор? Ответы на эти вопросы — не в самой Молдове, а за ее пределами. Определять развитие ситуации в Молдове могут Запад и Россия. К сожалению, по объективным (и субъективным) причинам расклад сил не в пользу России с точки зрения финансовых возможностей.

К настоящему времени Молдова исчерпала практически все внутренние резервы вследствие того, что выделяемые международными организациями кредиты не были направлены на развитие реального сектора экономики. Удручающее состояние молдавской экономики стало основной причиной победы коммунистов на парламентских выборах. Люди связывали с ней возможность восстановления уровня жизни, существовавшего в МССР до распада Союза.

Однако финансовое состояние Молдовы даже при самых оптимистических прогнозах исключает возможность увеличения выплат в социальной сфере, поскольку в течение текущего года и следующих лет ей предстоит выплатить по займам сумму в размере одного годового бюджета. По данным МВФ, внешний долг РМ составляет более миллиарда долларов и продолжает расти. Это дает основание предполагать уже в ближайшем будущем активизацию оппозиционных сил, которые располагают солидным интеллектуальным потенциалом, а главное, получают финансовую и политическую поддержку евроатлантических структур.

При этом надо учитывать, что Румыния продолжает оказывать большое влияние на развитие внутриполитической ситуации в Кишиневе. Она продолжает осуществлять поддержку Молдовы исходя из собственных геополитических устремлений, связанных с концепцией “Великой Румынии”, которая рассматривает территорию Молдовы как неотъемлемую часть румынского государства.

Мы понимаем, что от того, насколько грамотно и взвешенно Приднестровье и Молдова будут решать проблемы своих государственно-правовых отношений, зависят стабильность и перспективы развития в регионе. Чтобы не идти в политике старым методом проб и ошибок, в Приднестровье внимательно изучают международный опыт интеграции. Именно с широким использованием положительного международного опыта формируется основа для создания приемлемой модели возможного развития событий.

Независимость и суверенитет вполне совместимы с идеей интеграции. В современных условиях интеграция означает появление новых перспектив и возможностей при сохранении традиционных ценностей. Не затрагивая суверенитет, интеграционные тенденции удаляют барьеры, препятствующие свободному развитию, и создают необходимые условия для экономического роста.

Краеугольным камнем нынешней политики построения Общего государства Молдовой и Приднестровьем является оптимальное сочетание мирового интеграционного опыта с учетом специфики государственных и национальных особенностей, ведь за десятилетний период существования фактический уровень государственности и независимости ПМР не уступает РМ, а по некоторым факторам превосходит ее. По оценкам зарубежных экспертов, ПМР является независимым, самодостаточным, эффективно управляемым, правовым государством.

Подход к урегулированию отношений между РМ и ПМР и созданию Общего государства, по нашему мнению, должен быть таким же взвешенным и поэтапным, как процесс становления Союза Беларуси и России. Развитие двусторонних отношений Молдовы и России, отношение Молдовы к Союзу Беларуси и России также оказывают влияние на ход урегулирования. Вступление Кишинева и Тирасполя в Союз Беларуси и России могло бы существенно ускорить процесс нормализации отношений. При этом мы отдаем себе отчет в том, что оно весьма проблематично в силу ранее изложенных политико-экономических причин, а сам тезис о вступлении может оказаться не более чем популистским лозунгом, использованным для прихода во власть.

А. К.: Вы знаете, как русские патриоты благодарны приднестровцам за их тягу к России. Многие из нас помогли отстоять свободу Приднестровья, но все равно мы в долгу перед вами. Как развиваются сегодня отношения России и Приднестровья, и что может сделать русская общественность для их развития?

И. С.: Развитие всесторонних связей с Россией остается приоритетным направлением внешней политики ПМР. На протяжении длительного времени Российская Федерация является главным гарантом мира и стабильности на берегах Днестра. Мы активно сотрудничаем с Комиссией Государственной Думы по содействию урегулированию экономической и политической ситуации в Приднестровье, а также с Государственной Комиссией РФ по содействию политическому урегулированию приднестровской проблемы, создание которой стало признаком заинтересованности исполнительной и законодательной власти России в поиске путей справедливого разрешения конфликта. Однако в нынешних условиях, когда система гарантий политически не разработана и не реализована, основным фактором поддержания стабильности и безопасности в регионе остаются Миротворческие силы Российской Федерации.

Развивающиеся торгово-экономические и культурные отношения со многими регионами РФ являются наглядным свидетельством нерушимости принципов дружбы и взаимопонимания.

На протяжении многих лет правительство Приднестровья добивается открытия в Тирасполе Консульского пункта Российской Федерации, что способствовало бы укреплению российско-приднестровских связей и позволило России в более полном объеме осуществлять защиту граждан РФ, количество которых в Приднестровье приближается к 100 тысячам.

Не менее актуальным и своевременным является подписание российско-приднестровского договора об экономическом сотрудничестве. Данный договор подготовлен и парафирован год назад. Он полностью отвечает духу и букве Московского меморандума от 8 мая 1997 года. Затягивание его подписания наносит серьезный ущерб экономическим отношениям России и Приднестровья, авторитету Российской Федерации, выступающей страной-гарантом в процессе урегулирования.

А. К.: Журнал “Наш современник”, начиная с 90-го года, публиковал материалы в поддержку народа Приднестровья. Наши сотрудники и авторы не раз приезжали в Республику. Публикация приднестровских материалов в этом номере — еще одно звено в нашей работе. Игорь Николаевич, с какими словами Вы хотели бы обратиться к журналу и его читателям?

И. С.: В трудном для нас 1992 году журнал “Наш современник” стал одним из тех немногих изданий, которые рассказывали российским читателям правду о молдавско-румынском национализме и истоках вооруженного конфликта на берегах Днестра. В условиях почти полной информационной блокады, когда вся “либерально-демократическая” пресса СНГ фактически молчала, это было большой, вселяющей оптимизм поддержкой.

С тех пор приднестровская тема не раз появлялась на страницах вашего журнала. “Наш современник” в какой-то мере стал связующим звеном между Приднестровьем и русским патриотическим движением. Для приднестровцев, как и для многих россиян, “Наш современник” давно уже стал олицетворением славянской идеи. Славянское возрождение для народов России и Приднестровья может воплотиться лишь в создании сильного Союза государств, предотвращении культурно-политической, экономической и военной экспансии Запада, возрождении православной духовности и воспитании русского характера. Мне хотелось бы пожелать вам дальнейшего укрепления контактов с русскими людьми, где бы они ни жили. А кроме того — оптимизма, боевого настроя, новых творческих удач и, конечно, внимательного и вдумчивого читателя.

 

"Наш современник" N9, 2001
http://nash-sovremennik.ru/p.php?y=2001&n=9&id=8


http://cccp143400.narod.ru